Директор АНОО "Физтех-лицей" имени П.Л. Капицы
Хорошую школу сделать непросто!
Как точно сказал об этом член-корреспондент РАН Н.В. Карлов:
«Образование - это капитал, элитное фундаментальное образование физтеховского типа – это капитал особой ценности».
Марина Геннадьевна Машкова – директор «Физтех-лицея» им. П.Л. Капицы.
Кому сегодня не знакомо это успешное, известное на всю Россию, учебное заведение и фамилия этого уважаемого человека!
Марина Геннадьевна с первого года основания лицея (1991г.) возглавляет это беспокойное, непрерывно растущее и развивающееся «государство».
Брать интервью и писать о директоре – задача не из легких: о себе говорит с неохотой, сразу переходит на разговор о лицеистах, учителях о планах, о трудностях и успехах своего детища.
Однако, без короткого экскурса в историю не обойтись, и я задам директору несколько вопросов:
В.Г. - Марина Геннадьевна, как Вы могли в эти «лихие 90-е» отважиться на создание школы, ведь в стране был глубокий кризис ?!
М.Г. – кто-то из мудрецов сказал, что кризис - это не только беда и неприятности, но и новые возможности. Может быть поэтому в 1991 году, не имея даже определенного места для лицея, но одержимые идеей создания школы нового типа, мы, вместе с молодыми родителями-сотрудниками, аспирантами и преподавателями МФТИ отважились набрать первых учеников.
В.Г. – так где же все-таки начинали учиться самые первые лицеисты?
М.Г. Первые несколько лет (1991 – 1994г.) мы были «кочующим племенем» - сначала было несколько помещений в школе №5, затем в Доме пионеров, в помещении техникума, в аудиториях МФТИ, и даже д/с «Колобок» ненадолго открыл нам свои двери. Наша «Одиссея» окончилась через 4 года – город нам официально дал помещение 2-х этажного бывшего детского сада, где мы 20 лет благополучно учились, постепенно заявляя о себе на олимпиадах и турнирах, в городе, в области, на международных форумах и конкурсах.
Это были годы счастья, роста, борьбы с трудностями, годы успеха.
В.Г. – А можно о трудностях, с которыми тогда столкнулись Вы, молодой директор?
М.Г. – Трудностей хватало, я просто их через запятую перечислю: бумажные согласования, разрешения (в те годы даже само слово «лицей» вызывало у городских властей недоумение и опасение), поиск денег на оборудование, на мебель, на зарплату и на ремонт старого здания. Помогали все, кто чем мог – администрация МФТИ, городские власти, предприниматели, родители. Всех тогда объединяло горячее желание создать хорошую, необычную школу.
В.Г. – Марина Геннадьевна, а Ваш учительский корпус…! Как удалось собрать такое педагогическое созвездие? Вообще, лицейский учитель, это кто?
М.Г. – Это прежде всего личность, а не просто «урокодатель». Этот человек, безусловно, должен быть высоким профессионалом в своей области знаний, он должен суметь увлечь ребят за собой, научить их получать удовольствие от процесса мышления, это очень важно!
В.Г. – Наших лицеистов хвалят, восхищаются ими, иногда даже гениями называют, так чем же они все-таки отличаются от других, тоже хороших и умных детей?
М.Г. – Да, пожалуй, вот чем: за годы учебы в лицее ребята получают некую «прививку» любознательности, трудолюбия и целеустремленности - вот эти черты и делают их особенными, а гении они или нет – время покажет.
Твердо могу сказать только одно, что за все эти годы «ФИЗТЕХ-лицей» действительно стал неким центром притяжения тех, кто не боится пробовать,
ошибаться, трудиться дотемна, и, если надо - то начинать все с начала. Ведь давно известно, что точка роста у каждого человека находится там, где есть результат применения больших усилий и преодоления себя.
В.Г. - Марина Геннадьевна, думаю можно сказать, что Лицей сегодня – это воплощенная мечта «первопроходцев» 90-х годов и «отцов-основателей»?
М.Г. – Согласна, в его орбиту вовлечено большое число единомышленников: команда талантливых преподавателей и администраторов, обеспечивающих высокий образовательный уровень, позитивная, дружная и надежная команда родителей и выпускников.
В.Г. – Лицей постоянно растет, развивается, расширяется - что помогает Вам сегодня решать те сложные задачи, о которых мы в 90-е и думать не могли?
М.Г. – Я часто руководствуюсь советом, который дал лицеистам Лауреат Нобелевской премии, выпускник МФТИ, Константин Новоселов, 1 сентября 2014 года: «смело идти вперед, не бояться сложных задач, если есть задача, которая кажется бесконечно сложной, надо разложить ее на составляющие и решить их по отдельности, собрать вместе и выдать правильный результат».
Время показало, что Лицей готов к вызовам 21 века.
Разговор получился мало похожим на официальную информацию для энциклопедии, т.к. за рамками остались награды и звания лицея, достижения выпускников и т.д., но кажется, основная цель - рассказать о человеке, безусловном его лидере – достигнута. Марина Геннадьевна Машкова достойно несет нелегкую ношу руководства новой, престижной областной школой. Именно с нее много лет назад началась история под названием «Физтех-лицей», флагман инновационного образования в России.
Беседу вела В.Г. Ахматова
Образование
Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1979 г.), Специальность Русский язык и литература.
Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, Специальность Английский язык.
Награды М.Г. Машковой
• Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2022 г.)
• Знак «За заслуги перед Московской областью» III степени (2019 г.)
• Почетное звание «Заслуженный работник образования Московской области» (2019 г.)
• Почетное звание – «Почетный гражданин Московской области» (2022 г.)
• Почетное звание – «Почетный гражданин г. Долгопрудного» (2012 г. )
• Почетная грамота Министерства образования Московской области (2018 г.);
• Грамота Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, (2010 г.),
• Звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2002 г.)